Продолжая разговор о музее авиации в Боровой под Минском, начатый в первой части, сегодня посмотрим на вертолеты, некоторых представителей гражданской авиации и павильон «Космос».

Но начать хочу с уникального самолета с овальным крылом, не похожего на остальных представителей крылатой профессии. Знакомьтесь: самолет кольцеплан Нарушевича.

Работа над ним началась в 1988 году в клубе технического творчества при Минском заводе шестерен по заказу от сельского хозяйства о создании легкого и маневренного самолета, способного противостоять сильному боковому ветру. Именно отсюда возникла такая форма крыла. Было построено несколько макетов, но в 1991 году было прекращено финансирование и проект был заморожен.

В 1998 году проектом заинтересовалась частная фирма, и работы были продолжены. В 2004 году были произведены первые испытания самолета, получившего название OW-1, взлетел он в 2007. Но для полноценного развития опять не хватило денег, хотя результаты были достаточно интересны. Самолет стоял на хранении на Барановичском авиаремонтном заводе, откуда и был перевезен в экспозицию музея.

Спортивный планер SZD 41 Jantar Standard польской фирмы PZL Bielsko. Эксплуатировался в Бобруйском авиаклубе.

Як-18 – двухместный самолет для первоначального обучения.

Первый полет совершил в далеком 1948 году. Было построено около 4830 экземпляров.

До поступления в музей был установлен в деревне Мошканы возле школы.

Як-52 - двухместный учебно-тренировочный спортивный самолёт. Являлся одним из основных учебно-тренировочных самолётов СССР для первоначальной подготовки лётного состава. Первый полёт прототип совершил в 1976 году.

Эксплуатировался в Могилевском авиаклубе, после чего был восстановлен на Минском авиаремонтном заводе.

Ми-1 – первый серийный советский многоцелевой вертолет, разработанный в конце 40-х годов. Разрабатывался на связной вертолет. Уже позже его стали использовать для разведки и наблюдения, как корректировщик, санитарных и спасательных работ, патрулировании границы. Но главной задачей была подготовка пилотов-вертолетчиков. До установки в музее Ми-1М принадлежал местному аэроклубу.

Ми-2 – первый советский многоцелевой вертолет с газотурбинными двигателями. Первый полет совершил в 1961 году. С 1964 года производство перенесли в Польшу, где до 1992 года было произведено более 5250 машин.

В экспозиции представлена учебно-тренировочная версия Ми-2У, которая использовалась в Минском аэроклубе ДОСААФ.

Ми-8 – многоцелевой вертолет. Является одним из самых массовых вертолетов в истории авиации. Экспортировался более чем 40 стран мира.

Об успешности этой модели говорит хотя бы тот факт, что ее производство с некоторыми модификациями происходит с 60-х годов прошлого века по сегодняшний день.

Ми-8Т - транспортный вертолет для перевозки грузов и пассажиров. В военно-транспортной модификации имеет пилоны для подвески вооружения. Составляют основу вертолетного парка в армии Беларуси.

Ми-8Т состоял на вооружении 248 ОВЭ в Липках.

Ми-24 – первый советский и второй в мире специализированный боевой вертолет. Разрабатывался как воздушная БМП для перевозки отделения в 6-8 бойцов и поддержки их на поле боя. Правда эта концепция не прошла проверку временем и от нее отказались в более поздних вариантах боевых машин в пользу чисто ударных или транспортных.

Но транспортная кабина, будучи и тесной, и неудобной осталась. Зато это позволило эвакуировать раненых или сбитых, не привлекая дополнительные транспортные машины.

Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира.

Ми-24П, представленный в экспозиции, является пушечной модификацией, вооруженной двуствольной пушкой ГШ-30 калибром 30 мм. На консолях довольно развитого крыла могут подвешиваться различные вооружения от бомб и неуправляемых ракет до высокоточных или ракет типа «воздух-воздух».

Музейный Ми-24П состоял на вооружении 181-го отдельного вертолетного полка, выведенного в 1988 году из Афганистана на аэродром Пружаны.

Это один из немногих экспонатов с открытой кабиной пилота и доступом к осмотру.

Еще в экспозиции раньше был представлен тяжелый транспортный Ми-26, являющийся крупнейшим в мире серийным вертолетом, который имеет на своем счету 14 мировых рекордов. Музейный экспонат стоял на вооружении 276 овп в Боровцах и участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а затем перебазирован в 65-ю авиационную базу в Кобрине. После чего использовался несколько лет в лизинге у разных компаний, пока не вернулся в Мачулищи, откуда и прибыл в музей, а сейчас перевезен на новую площадку музея.

Также был представлен вариант многоцелевого вертолета Ка-26 в расцветке ГАИ, но он был отправлен на реставрацию, откуда пока не вернулся.

Ан-2 – многоцелевой самолет короткого взлета и посадки. Первый полет этой модели прошел, вдумайтесь, 75 лет назад!

Между прочим, был первым самолетом, разработанным в КБ Антонова. На мой взгляд все-таки это самый знаменитая машина этой марки. Да были и Мрия с Антеем, и Руслан с Украиной, но кукурузник Ан-2, по-моему, за счет своей неприхотливости и распространенности вне конкуренции.

Что говорить, в недавнем военном конфликте между Азербайджаном и Арменией беспилотники, сделанные из Ан-2, использовались для вскрытия позиций ПВО с последующим уничтожением при помощи других, более современных систем вооружений. Так что старички еще ого-го!

Музейный Ан-2 трудился в Центральном аэроклубе ДОСААФ Минска. Именно с таких машин прыгали парашютисты на Боровой. Самолет открыт для осмотра – салон аскетичен, но в каком-то смысле на века.

Кабина пилотов.

Вид в сторону хвоста. Вот через эту дверку и отправляются парашютисты своим ходом до земли ))

Ил-14 – основной пассажирский самолет в СССР 50-х годов. Сначала на борту перевозили 18 пассажиров, но затем по мере понимания насколько эта машина получилась надежной и безопасной, количество мест увеличили сначала 24, а затем и до 32.

Эксплуатировались в гражданской авиации на протяжении 40 лет. Оснащение современной на то время радионавигационной аппаратурой впервые позволило производить полеты в сложных метеорологических условиях и ночью. Многие борта работали в полярной авиации, где требования к технике гораздо выше.

Музейный Ил-14П эксплуатировался с 1969 года в Баку. После списания в 1978 году был передан в город Светлогорск Гомельской области, где использовался в качестве детского кинотеатра в городском парке культуры.

Остальных представителей пассажирской и транспортной авиации сейчас уже нет на Боровой, но мне кажется стоит о них сказать хотя бы пару слов.

Ил-18 – дальнемагистральный пассажирский лайнер. Первый советский гражданский самолет, получивший широкий спрос на мировом рынке – эксплуатировался в 17 иностранных компаниях. Музейный Ил-18В с 1961 по 1981 работал Ашхабаде, после чего был перевезен в Брест, где был установлен в качестве музея.

Ту-134 — советский пассажирский самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости. Один из самых массовых самолетов гражданской авиации в СССР. Даже я пару раз летал на таких. Музейный Ту-134А построен на Харьковском авиазаводе в 1976 году. Работал в Москве и Тюмени, после чего в 2003 году поступил на минский авиаремонтный завод, где и был списан из летного состояния.

Ан-12 – военно-транспортный самолет для перевозки тяжелых крупногабаритных грузов и высадки подразделений воздушно-десантных войск вместе с техникой посадочным и парашютным способами. Первый полет состоялся в далеком 1957 году, но некоторые борта еще до сих пор в строю. Музейный Ан-12Б выпущен в 1963 году на Воронежском авиазаводе. Служил в ВВС СССР, после чего работал в Магадане, был продан в Анголу, далее британской компании British Gulf International, которая и передала его в музей.

Ан-26 – грузовой транспортный самолет, разработанный на базе Ан-24, серийное производство которых началось в 70-х годах прошлого века. Находящийся в экспозиции музея Ан-26ЛЛ использовался в качестве летающей лаборатории.

Як-40 – ближнемагистральный пассажирский самолет. Между прочим, первый в мире реактивный для региональных авиалиний. До поступления в музей самолет был в частной собственности гражданина Италии. Он находился в ремонте на минском заводе и после смерти хозяина остался невостребованным.

Также на территории музея находится небольшой павильон, в котором собраны экспонаты, посвященные космической тематике и связанные так или иначе с Беларусью.

Главный экспонат - спускаемый аппарат корабля «Союз». Этот экземпляр в космосе не побывал, но в 80-е годы проходил полноценные испытания.

Кители космонавтов уроженцев Беларуси – Петра Климука, Владимира Ковалёнка и Олега Новицкого.

Дверь с номером 305 - копия двери из номера в гостинице на космодроме Байконур, где жили наши космонавты перед стартом с их автографами.

Образцы бортового питания космонавтов.

Катапультное кресло К-36ДМ используется практически на всех боевых самолетах, разработанных в СССР - МиГ-29, Су-24, Су-27, Су-30, Су-34, Ту-160.

Макет перспективного российско-белорусского космического аппарата в масштабе 1:5.

Вот такая экспозиция – компактно, но интересно, загляните – не пожалеете.