Как оказалось даже многие минчане не знают, что практически в черте города есть компактный, но весьма интересный музей авиационной техники. Он создан на базе Центрального аэроклуба ДОСААФ имени Грицевца в Боровой (выезд по логойской трассе из Минска). В связи с масштабным строительством близлежащего района Новая Боровая некоторые самолеты уже стали перевозить на новое место музея на аэродром Липки. Но большая часть экспонатов на месте, поэтому для интересующихся имеет смысл заглянуть сюда, пока здесь есть на что посмотреть.

Музей был открыт 4 июля 2009 года, хотя первые четыре самолета будущей коллекции появились здесь еще в 1999 году. Созданием экспозиции занимается инженерно-технический состав аэроклуба. Она насчитывает около 30 самолетов и вертолетов, но, как я уже писал, часть перевезена в будущее расположение музея.

Начнем по порядку. МиГ-15УТИ - учебно-тренировочный вариант первого советского массового реактивного истребителя МиГ-15. Первый вылет машины состоялся 27 июня 1949 года. По мере снятия с вооружения одноместные МиГ-15 переделывались в двухместные МиГ-15УТИ, которые в связи с отсутствием аналогичных серийных вариантов МиГ-17 и МиГ-19 стали самыми распространенными учебно-тренировочными самолетами в странах Варшавского договора.

МиГ-15УТИ заводской номер 1615308 принадлежал 201-му ИАП ПВО, базировавшемуся до 1994 года в Мачулищах.

МиГ-17 - фронтовой истребитель. Первый полет 14 января 1950 г. Создан как развитие МиГ-15бис.

МиГ-17 заводской номер 54312705 до поступления в экспозицию музея находился в Давид-Городоке. Был установлен на постаменте на территории располагавшейся здесь с 1961 по 2005 год войсковой части 32851.

МиГ-19П - истребитель-перехватчик. Первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель. В отличие от предыдущих МиГ-15 и Миг-17 строился гораздо меньшей серией, но участвовал во многих вооруженных конфликтах.

МиГ-19 состояли на вооружении четырех стран Варшавского договора, а больше всего (более 4000 таких машин) было выпущено в Китае по лицензии.

МиГ-19П заводской номер 62211129 состоял на вооружении 968-го Краснознаменного Севастопольского истребительного авиаполка, дислоцировавшегося в поселке Россь. В конце 70-х годов был установлен на постаменте на пилоне на территории части.

МиГ-21СМТ - фронтовой истребитель. Наверное один из самых выдающихся и массовых самолетов в мире. Серийно выпускался 28 лет, стоял на вооружении у 65 стран мира, а у некоторых в боевом строю до сих пор. Например совсем недавно при странных обстоятельствах был потерян МиГ-21 Lancer ВВС Румынии.

Модификация СМТ отличалась большим накладным топливным баком поверх фюзеляжа для увеличения дальности и более мощным двигателем, но из-за возросшего веса ухудшилась маневренность, и модификация не получила развития.

МИГ-21СМТ заводской номер 50034110 служил в 927 Кенигсбергском истребительном авиаполку, а затем был установлен около школы в п. Малеч Брестской области.

МиГ-23УБ - учебно-боевой истребитель. Создан на базе фронтового истребителя МиГ-23 с крылом изменяемой стреловидности. Было изготовлено множество модификаций, которые участвовали в боевых действиях в разных местах земного шара.

В 1989 году произошел курьезный случай: в Польше по время тренировочного полета МиГ-23М произошел сбой работы двигателя с потерей высоты, летчик сообщил на землю и получил добро на катапультирование, перед которым повернул истребитель в сторону моря. Но после этого машина самостоятельно стабилизировалась и пролетела почти 900 км над Польшей, ГДР, ФРГ и упала в Бельгии недалеко от границы с Францией.

МиГ-23УБ заводской номер 0904015 состоял на вооружении 911 апиб, базировавшегося на аэродроме Лида.

Отдельно представлена кабина самолета МиГ-23. В хорошую погоду она открыта для просмотра внутри.

МиГ-25БМ - истребитель прорыва ПВО. Создан на базе перехватчика МиГ-25. Самолеты этой серии установили 38 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъёмности, в том числе три абсолютных.

Внешне МиГ-25БМ отличается от других ваpиантов фоpмой удлиненного на 0,72 м носового pадиопpозpачного обтекателя. На нем устанавливался противорадиолокационный радиоэлектронный комплекс "Ягуар" в составе аппаратуры целеуказания "Сыч" головкам самонаведения противорадиолокационных ракет Х-58, станции радиотехнической разведки "Береза-Л" и станций активных помех "Сирень-1Д-ОЖ" и "Лютик".

Самолёт МиГ-25БМ заводской номер 66005425 был одним из последних выпущенных таких машин. Стоял на вооружение 3-й эскадрильи 931 ОГРАП (в/ч п.п. 82377 г. Вернойхен, ГСВГ). В июле 1990 года 3 аэ на МиГ-25БМ передислоцировалась на аэродром Щучин. После списания использовался в качестве учебного пособия на аэродроме военного факультета Минского государственного высшего авиационного колледжа.

МиГ-27К - истребитель-бомбардировщик. Создан на базе истребителя МиГ-23 как специализированный самолет для нанесения ударов по подвижным и неподвижным наземным целям.

МиГ-27К - наиболее совершенная модификация МиГ-27 с цифровой электронно-вычислительной машиной «Орбита-20-23К» и лазерно-телевизионной прицельной системой «Кайра-23», позволяющими захватывать наземные цели на расстоянии до 7-8 км. Также самолет был оснащен мощной 30-мм шестиствольной пушкой ГШ-6-30А, имеющей высокую точность стрельбы и большой вес секундного залпа, и возможностью использования ядерных тактических боеприпасов, что делало этот комплекс одним из самых эффективных и опасных для противника.

МиГ-27К заводской номер 76802650075 состоял на вооружении 1-ой эскадрильи 911-го апиб в Лида. В 1989 году вместе с полком сменил место дислокации на аэродром Бранд, а в июле 1992 года вернулся обратно в Лиду. После списания был установлен в городском парке города Каменец.

Aero L-29 Delfin - чехословацкий учебно-тренировочный самолет. В 1961 году он победил в тендере учебных самолетов для ВВС СССР и стран Варшавского договора.

Состоял на вооружении многих стран мира. Некоторые экземпляры до сих пор находятся в летном состоянии.

L-29 Delfin заводской номер 591414 построен в 1965 году. Передан музею Вяземским учебно-авиационного центром в 2008 году.

Як-25М - истребитель-перехватчик. Принят на вооружение в 1955 году. Основным назначением перехватчика было прикрытие важнейших политических и промышленных центров и военных баз.

Будучи дозвуковым самолётом, Як-25 не мог перехватывать реактивные стратегические бомбардировщики, и был снят с вооружения в середине 1960-х годов.

Як-25М с серийным номером 2026 с середины 50-х годов состоял на вооружении 129-го иап (Барановичи). После списания был установлен в пионерском лагере Белорусского округа ПВО на берегу Минского моря.

Як-28ПП - самолет радиоэлектронной борьбы. На базе Як-28 кроме самолета РЭБ были созданы легкий высотный сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, перехватчик, разведчик, учебно-тренировочного самолёт.

Предназначен для подавления радиотехнических средств ПВО противника, в том числе при групповых действиях бомбардировщиков. Создавались комплексные активные и пассивные помехи наземным РЛС и РЛС самолётов противника, заглушалась радиосвязь. На экспорт не поставлялся.

Як-28ПП заводской номер 9970404 в Беларуси с августа 1989 года, когда в Щучин на новое место дислокации из Польши прибыл 151-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы. После списания находился на 558-й авиаремонтном заводе в Барановичах.

Су-7БМК - истребитель-бомбардировщик. Создан на базе фронтового истребителя Су-7. Отличался тем, что мог садиться и взлетать как с бетонных, так и с грунтовых взлетно-посадочных полос. Как истребитель был не очень хорош, поэтому на вооружение так и не был принят, хотя эксплуатировался в 2 полках на Дальнем востоке СССР. Су-7БМК - экспортный вариант с увеличенными крыльевыми баками, с новым бортовым оборудованием и двигателем АЛ-7Ф-1 с повышенным ресурсом.

Су-7БМК серийный номер 8020 эксплуатировался сначала в 940-м апиб, позже в 305-м апиб (аэродром Поставы). После перевооружения на Су-24 в 1986 году самолет был списан, перевезен в деревню Янчуки Поставского района и установлен возле школы.

Су-17М - истребитель-бомбардировщик. Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Создан как развите и глубокая модернизация Су-7. Широко экспортировался и применялся в ряде вооружённых конфликтов.

Серийный выпуск Су-17 начался в 1969 году и продолжался до 1990 года.

Су-17М заводской номер 70304 построен на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре в 1974 году. Поступил в музей в 2001 году с 558-го авиаремонтного завода.

Су-25 - бронированный дозвуковой самолет-штурмовик, предназначен для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам в ходе боевых действий днём и ночью при визуальной видимости цели, а также для круглосуточного поражения объектов с известными координатами в любых метеорологических условиях.

В войсках получили прозвище "грач" или "расческа" (5 пилонов для вооружения под каждым крылом с земли напоминают зубцы расчески).

На данный момент стоят на вооружении в Республике Беларусь (116-я гвардейская Радомская Краснознамённая штурмовая авиационная база, г.Лида) и являются основой штурмовой авиации

Су-25 заводской номер 25508108041 построен в 1986 году на Тбилисском авиационном заводе. Передан в музей из 206-ой штурмовой базы (в/ч 19764 г. Лида) 15 июня 2005 года.

Су-27П - истребитель-перехватчик. Первый полёт прототипа состоялся в 1977 году, а в 1982 году самолёты начали поступать в авиационные части. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-27М, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34. Самолеты Су-30СМ являются наиболее совершенными истребителями, в данный момент стоящими на вооружении Республики Беларусь (61-я истребительная авиабаза, г.Барановичи).

Су-27П заводской номер 36911019616 стоял на вооружение 61-го ИАП (в/ч 54804, г. Барановичи). Последний полёт совершил 26 октября 1993 года. Находился на хранении в Барановичах, откуда и был доставлен в музей 13 июня 2014 года.

На этом сегодня закончим. Во второй части рассказ пойдет о вертолетах, спортивных самолетах, гражданской авиации и павильоне "Космос".