Город машиностроителей Жодино находится всего лишь в 50 километрах от центра Минска. Однако, минчан, что бывали там, совсем немного. В принципе оно и понятно. Это не старинный город вроде Заславля со славным прошлым, а промышленный центр без явных исторических достопримечательностей.
Хотя местечко на месте теперешнего города было основано в 1643 году и носило имя Богуслав Поле, позже его стали называть Жодинской слободой. Мощным толчком к развитию послужило создание здесь в 1958 году Белорусского автомобильного завода (БелАЗ), производящего большегрузные автомобили.
Сюда с минского завода передали производство 25-тонных МАЗ-525, а затем 40-тонных МАЗ-530. А производство БелАЗ-540А, ставшего на долгие годы визитной карточкой завода и определившего дизайн местных самосвалов, который знаком всем жившим в СССР, началось в 1965 году.
Сейчас население города составляет примерно 64 тысячи человек. Между прочим, Жодино один из лидеров среди городов Беларуси по проценту трудоспособного населения (59.4%), выше только в Фаниполе.
Интересно, что старых храмов в городе не сохранилось, а новые построены, скажем так, вдали от основных микрорайонов. Что в принципе о понятно: во время постройки оных советский труженик не должен был забивать себе голову мыслями о религии. Пара из них находится рядом с Московским кладбищем. Первый – деревянная церковь св. Михаила Архангела.
Первая церковь с таким названием функционировала в Жодино с 1863 по 1961 год и располагалась в исторической части города. Сегодняшняя – самая старая из храмов Жодино – была открыта в 1991 году.
Совсем рядом, фактически на одной территории, в 2005 году возвели более крупный каменный храм – церковь св. Петра и Павла.
Своего прихода храм не имеет и принадлежит к приходу церкви св. Михаила.
В этой части города есть еще одно интересное местечко, куда мало кто заглядывал – поселок ГРЭС.
Это место для жилья специалистов, работающих на Жодинской ТЭЦ. Между прочим, Смолевичская ГРЭС, как изначально называлось это предприятие было фактически третьей крупной электростанцией в Беларуси после Ореховской БелГРЭС и минской ТЭЦ-2 (сначала называлась ГЭС-2).
Район любопытный и напоминает минскую Осмоловку или застройку улицы Кошевого, что рядом с тракторным заводом.
Лично для меня есть что-то неуловимо приятное в таких местах.
Краеведческий музей.
Дом культуры.
А теперь вернемся на другую сторону железной дороги в аналогичное место, но уже для работников завода БелАЗ, в центре современного города на улицу, носящую имя Дмитрия Сырокваша – второго директора завода БелАЗ, руководившего предприятем с 1979 по 1992 гг.
Короткий, но симпатичный бульвар…
…выходит к Дворцу культуры БелАЗа.
Напротив – местный ЗАГС.
Красиво оформленная трансформаторная подстанция.
Немножко несуразная на мой вкус скульптура почтальона рядом с узлом почтовой связи города.
Типичная застройка Жодино 70-х годов прошлого века – проспект Мира.
Тут расположилась любопытная аллея фонарей, но ее лучше посмотреть в прошлой фотобродилке по Жодино.
Более новая застройка украшена муралами на фасаде зданий.
Современные дома на проспекте Ленина.
Внушительная и неплохо выглядящая детская поликлиника.
Белоснежная церковь иконы Божией Матери Избавительница.
Заложена в 1999 году, а открыта для прихожан в 2004 году.
Интересные дома по проспекту Венисьё.
Непривычное русскоязычному звучание объясняется просто: проспект назван в честь французского города Венисьё – городу-побратиму Жодино.
Костел Богоматери Фатимской освящен в 2003 году.
На мой взгляд весьма недурственные формы для храма.
Улица Калиновского.
Мощное граффити МЧС Беларуси.
Закончить бродилку хочется щемящим мемориалом Матери. Прообразом скульптуры матери стала жительница города А.Ф. Куприянова — мать шестерых сыновей, пятеро из которых ушли во время Великой Отечественной войны в подполье или в партизаны, а вернулся после войны только один (шестой сын работал в тылу в Сибири машинистом).
Еще бродилки по Жодино: